Начальным звеном любой экономической цепочки является добывающая промышленность. Во вселенной EVE-online существуют целые корпорации, вовлечённые в добычу руды, космического льда и переработку останков погибших кораблей.
Примечательно, что добычей руды можно заниматься практически сразу, после прохождения «Курса обучения». Утилизация останков кораблей требует дополнительных навыков, но так же доступна новичкам и, кроме того, приносит неплохую прибыль.
Добыча руды.
Все персонажи в EVE-online с рождения имеют навык, позволяющий заниматься добычей руды (навык Mining). Если на этапе создания в разделах «Карьера/Специализация» (Career/Specialization) - последовательно выбрать «Индустрия/Старатель» (Industry/Prospector) – то персонаж уже при рождении будет иметь V уровень этого навыка.
В «Курсе обучения» рассказывается о том, что руду в EVE-online добывают из астероидов специальными горными лазерами.
Астероидные поля (Asteroid Belts) есть почти во всех солнечных системах (так же встречаются при выполнении миссий и в скрытых локациях). Что бы найти их включите отображение в настройках окна «Обзора» (Overview) или кликните правой кнопкой мыши на свободном пространство в космосе и в выпавшем меню выберите пункт «Asteroid Belts».
У каждой из рас в EVE-online есть корабль класса фрегат с 20% бонусом к количеству добываемой руды, получаемым за уровень навыка. У Амарр это фрегат «Мучитель» (Tormentor), у Калдари - «Петушок» (Bantam), у Галлентов - «Навитас» (Navitas), и «Вспышка» (Burst) у Минматар.
Примечание: На примере фрегата Амарр «Мучитель»: за каждый уровень навыка Amarr Frigate игрок получает 20% бонус к количеству добываемой руды и 5% бонус к объёму трюма. Так же, «копающие» фрегаты имеют бонус 60% экономии потребления энергии добывающими лазерами.
Добывающие лазеры устанавливаются в верхние слоты (High Slots) корабля, предназначенные для турелей (Turret Hardpoints). У перечисленных фрегатов таких слотов два, соответственно, можно установить два добывающих лазера. Добывающий лазер первого технологического уровня (Miner I) может использовать любой игрок (навык Mining I уровня все персонажи имеют с рождения). Этот лазер работает на дистанции 10 км и добывает 40 м3 руды (без учёта навыков) за цикл (цикл равен 60 секундам). Для сравнения, самый лучший лазер первого технологического уровня Cu Vapor Particle Bore Stream I работает на дистанции 12 км и добывает 49 м3 руды за цикл.
Что бы закончить разговор о доступных в начале игры добывающих лазерах взглянем на Miner II. Что бы использовать этот лазер необходимо выучить навык Mining до IV уровня, но базовые 60 м3 руды за цикл того стоят.
Давайте рассмотрим навыки полезные шахтёру.
Базовый навык, это уже упоминавшийся Mining (атрибуты Memory/Intelligence, 1 ранк, стоит 18 000 ISK). Навык даёт бонус к количеству добываемой руды 5% за уровень.
Навык из раздела Наука - Астрогеология/Astrogeology (атрибуты Intelligence/Memory, 3 ранк, требует знания IV-ых уровней навыков Mining и Science, стоит 405 000 ISK). Так же как и Mining даёт бонус в 5% к количеству добываемой руды.
Получается, что выучив со временем эти навыки до V уровней мы получим бонус к количеству добываемой руды х 1,5625 (1,25 х 1,25).
Итак, мы взяли один из фрегатов с бонусом на количество добываемой руды, установили на него два горных лазера и прилетели в астероидный пояс. В зависимости от Статуса Безопасности системы (SS) астероиды будут содержать следующие виды руд (они совпадают с названием астероида, подробнее о рудах читайте в разделе Переработка):
Системы 1.0 – 1.0: Veldspar, Scordite;
Системы 0.9 - 0.8: Pyroxeres, Plagioclase;
Системы 0.5 – 0.7: Omber, Kernite, Plagioclase.
Для того, что бы провести количественную оценку содержания руды в астероидах потребуется специальный сканер - Survey Scanner I (или аналог).
Так же, стоит обратить внимание на модуль улучшающий эффективность горных лазеров - Mining Laser Upgrade I - увеличивающий на 5% объём добываемой руды (пенальти - увеличение на 10% потребления CPU горными лазерами).
Сам процесс добычи руды незамысловат. Находясь на дистанции работы ваших горных лазеров, захватите в прицел астероид и активируете лазеры. Спустя цикл, в трюме корабля появляется руда. При заполнении трюма, лазеры автоматически выключаются. Вы можете отвезти добытую руду на ближайшую станцию или же, что бы не происходило выключения лазеров, переложить добытую руду в контейнер, висящий в космосе.
Примечание: Для работы с контейнером он должен находится не дальше 1 500 метров от корабля.
Шахтёры используют два типа контейнеров.
Так называемый «джетисон-контейнер» - образуется при выбрасывании из трюма в космос любого предмета (ПКМ на предмет в трюме и активировать пункт «Jettison»). Объём получаемого контейнера 27 500 м3, время жизни 1.5-2 часа с момента выброса (для контроля оставшегося жизненного срока рекомендуется устанавливать в качестве названия таких контейнеров время их создания), существует ограничение на время повторного выброса;
Так называемый «секьюрный-контейнер» – продаётся на рынке и требует доставки на место разработки астероидов. Контейнеры этого типа не обладают значительным объёмом (например - Giant Secure Container вмещает 3 900 м3), но, будучи установленными на якорь (навык anchoring) в системах с СС ниже 0.7, позволяют использовать пароль доступа. Ставить на якорь контейнеры можно не ближе 5 км от других объектов.
Итак, спустя какое-то время контейнер будет наполнен рудой. Можно попытаться вывезти добычу тем же кораблём, которым разрабатывали астероид, но гораздо эффективней использовать специальный, предназначенный для перевозки значительных объёмов груза, индустриальный корабль – грузовоз. Подробнее о грузоперевозках смотрите соответствующую статью. Для новичка, не имеющему целью стать профессиональным грузоперевозчиком, идеально подойдёт «Bestower».
Внимание: Если Вы используете обычный «джетисон-контейнер» то любой игрок, пролетающий мимо, может украсть из него руду. Вор получит флаг агрессора и может быть атакован в течении 15 минут без вмешательства сил Конкорда. Но, как только Вы в него выстрелите (или используете агро-модуль), он получит возможность защищаться без вмешательства полиции. Будте аккуратны.
Добытую руду можно продавать, а можно перерабатывать в минералы. О переработке руды смотрите соответствующую статью.
Дальнейшее развитие карьеры шахтёра идёт примерно следующим путём:
Крейсер калдари «Орлик» (Osprey) - имеющий 20% бонус к количеству добываемой руды за уровень расового крейсера и три слота для установки горных лазеров;
Созданные специально, для добычи в промышленных масштабах - Mining Barges;
Останки погибших кораблей-вреки (wreck) имеют определённую ценность. Во первых, внутри остова погибшего корабля можно обнаружить неповреждённые модули и оружие, во вторых – использование специального сканера «Salvager I», позволяет обнаружить неповреждённые цепи корабля, так называемые «трофейные материалы» (в Маркете смотреть Manufacture & Research / Materials / Salvaged Materials).
Для того что бы использовать «Salvager I» необходимо знание следующих навыков:
Electronics I (Intelligence/Memory, 1 ранк, 18 000 ISK);
Mechanic III (Intelligence/Memory, 1 ранк, 18 000 ISK);
Survey III (Intelligence/Memory, 1 ранк, требует знания Electronics I, 32 400 ISK);
Salvaging I (Intelligence/Memory, 3 ранк, требует знания Electronics I / Mechanic III / Survey III, 900 000 ISK) - бонус: увеличение на 5% шанса удачного сканирования (добычи материалов) за уровень навыка
Идеальными кораблями для исследования остовов погибших кораблей по праву считается класс Дестроеров. Обладая 8 хай-слотами, корабли этого класса позволяют устанавливать комбинацию из достаточного колличества «Salvager I» и «Small Tractor Beam I» (устройство, позволяющее силовым лучём подтягивать к кораблю контейнеры и вреки с дистанции до 20 км, требует знания навыка Science IV, стоит около 1 300 000 ISK). В средие слоты устанавливают модули ускорителей - АБ/Afterburners или МВД/Microwarpdrives. Используемые модули достаточно активно потребляют энергию (capacitor), по этому, рекомендуется устанавливать модули улучшающие восстановление энергии и её общее количество (например Capacitor Rechargers и Capacitor Batteries).
Риг «Salvage Tackle I» увеличивает на 10% шанс добычи материалов из врека (аналогично, ранее рассмотренному навыку Salvaging), вместе с этим, накладывая пенальти на максимальную скорость корабля (минус 10%).
Внимание: Для того, что бы минимизировать пенальти, накладываемое ригом, нужно изучать профильный для него навык. В случае рига «Salvage Tackle I», изучение навыка «Armor Rigging» (Intelligence/Memory, 3 ранк, требует знания навыков Mechanic III / Jury Rigging III, 90 000 ISK) уменьшит негативное влияние на скорость корабля на 10% за уровень навыка (то есть, при 1-ом уровне навыка, пенальти с одного рига будет 9% и т.д.). Негативное влияние хорошо заметно, например, при установке 3 ригов.
Учитывая достаточно высокую стоимость рига «Salvage Tackle I» (около 12 миллионов ISK на момент написания текста), достаточно интересным представляется сбор материалов, являющихся его компонентами, для последующего производства (Charred Micro Circuit - 88, Contaminated Nanite Compound - 66, Fried Interface Circuit - 99: приведены значения колличеств для перфектного производственника).
Количество и вид добываемых материалов зависит от класса корабля, останки которого Вы сканируете и расы, разработавшей оригинальный проект. При прочих равных условиях сканирование останков линкора приносит значительно большее количество материалов, чем сканирование останков фрегата.